Происхождение йоги

Фигура, найденная при археологических раскопках местности Могенджо-даро в долине реки Инд, привлекла внимание ученых к йогину или, как его еще называют «прото-Шиве». Это изображение Пашупати (с санскрита «повелителя животных») представляет собой фигуру сидящую в традиционной для йогов позе со скрещенными ногами, положив расслабленные руки на колени. Нашел фигуру сир Джон Маршалл и его команда – все они уверены, что она является прототипом бога Шивы, и описывают ее как человека с тремя лицами, сидящего в йогической позе со скрещенными ступнями. И все же, эти мысли не совсем кооперируются с современными академическими представлениями.

В индийской философии йогой называется любая из шести ортодоксальных философских школ. Философская система йоги тесно связана со школой самкхьи. Йогическая школа, согласно объяснениям Патанджали, приняла философию и метафизику самкхьи, но сама по себе она является более теистической, добавляя к двадцати пяти элементам самкхьи божественное единение. Параллель между йогой и самкхьей настолько очевидна, что Макс Мюллер сказал так: «в популярной манере изложения эти две философии отличаются как самкхья с и самкхья без Божественного начала».

Основателем формальной философии йоги считается мудрец Патанджали. Несмотря на то, что ему приписываются йога-сутры (которые иногда так и называют йога-сутры Патанджали), некоторые специалисты по индуизму говорят о том, что работа Патанджали представляет собой собрание фрагментов и традиций из текстов, датируемых вторым или третьим веком нашей эры. Другие ученые приводят более широкий отрезок времени, захватывающий период с 100 года до н.э. по 500 год н.э.

Дальнейшее развитие йоги происходило внутри Индийского субконтинента в течение многих веков. За это время сформировалось шесть основных путей достижения просветления и освобождения от пут материального мира. В дальнейшем она распространилась в таком виде уже по всем странам Востока, где была тесно связана с практикой индуизма, ислама и буддизма. В семнадцатом-восемнадцатом столетии йога стала одной из основных практик в Тибете, а также в мусульманских странах.

Когда Индия стала колонией Британии, некоторые английские ученые заинтересовались вопросами йоги. В восьмидесятых годах девятнадцатого столетия даже вышла первая заметка одного из английских журналистов, посвященная йоге, однако распространения новая философия не получила.

Только в конце девятнадцатого столетия Вивекананда принес эту философию в США, а позднее Парамахамса Йогананда во время поездок по Соединенным Штатам и Европе открыл для западного мира эту систему постижения себя и вселенной. Жизнь великих учителей того времени нашла отражение в литературе и исследованиях последующих поколений.

Однако своего расцвета учение йоги достигло только в двадцатом веке, когда повсеместно начали открываться учебные и исследовательские центры. В самой Индии их существует бесконечное количество, но самым большим авторитетом пользуется центр йогической культуры в Дели.

Начало йогического пути в России традиционно привязывают к семидесятым годам прошлого века, хотя понятие «Агни-йога» возникло в пределах учения Рерихов еще до середины двадцатого века. Это время ассимиляции знаний, полученных теми, кто провел долгие годы в колыбели йоги, с русскими реалиями, ввиду чего получившийся продукт был во многом отличен от философских йогических школ других стран. Распространение йоги в России связано с такими именами, как Борис Леонидович Смирнов, Василий Васильевич Бродов, Зубков, Колтунов и многие другие.

Rambler's Top100