Карма-йога

Карма-йога, также известная как буддхи-йога, это «учение действия», базируещееся на Бхагават-гите – священном санскритском писании индуизма. Карма йога представляет собой один из четырех столпов йоги как таковой, и фокусируется на приверженности долгу (дхарме), оставаясь беспристрастным по отношению ко всему мирскому. Считается, что человек может достичь мокши (освобождения) или любви к Господу (бхакти) путем исполнения своего долга без тени эгоизма для того, чтобы удовлетворить Творца. Карма-йога является необязательным элементом таких систем, происходящих из классической йоги, как натья-йога.

Бхагават-гита дает резюме процессу практики карма-йоги. Сама по себе Бхагават-гита является главой более обширной работы, известной как Махабхарата, где происходит диалог между принцем Арджуной и его другом и колесничим – Кришной во время событий династической войны. Толчок к общению подается Ардуной, так как он переживает потерю боевого духа из-за скорби и потерь, которые ему следует понести, так как в обоих враждующих лагерях присутствуют его родные и друзья. В ответ Кришна проливает свет на некоторое количество философских систем и практик йоги (включая и карма-йогу) благодаря которым борьбу можно будет продолжать согласно принципам праведности и справедливости.

Слово «карма» происходит от санскритского кри, означающего «делать», так что в самом базовом смысле карма означает действие, а йога – единение. Таким образом, карма-йога литературно переводится как путь единения посредством действия. Она описывается как путь действия, размышления и волеизъявления, когда практикующий ведет себя согласно своему долгу (дхарме), не признавая собственные эгоистические желания, предпочтения или антипатии. Это действие без привязанности к результатам действия.

Кришна описывает эту работу, как происходящую без ожиданий, мотивов или неприятия плодов. Таким образом, она может очистить ум человека и сделать последнего достаточно объективным. Он утверждает, что нет нужды оставаться во внешнем состоянии одиночества или бездействия, чтоб практиковать духовную жизнь, так как состояния действия или бездействия, прежде всего, координируются умом.

Чтобы достичь совершенства в жизни, Кришна говорит о необходимости контролировать все желания ума и тенденцию наслаждаться удовольствиями, получаемые посредством чувств. Практика карма-йоги в повседневной жизни делает человека здоровым при помощи действия, медитации и преданности, делая более острым его разум, развивая интуитивную силу знания и трансцендентного сознания.

Как и большое количество других философий индуизма, карма-йога базируется на общем понимании кармы и реинкарнации (самсара). Считается, что человек рождается с позитивной и негативной кармой, которую он накапливает в предыдущих жизнях, и которые толкают е го на определенные действия в жизни настоящей. Этот процесс продолжается до тех пор, пока личность не приобретает нулевой баланс, при котором кармы не остается вообще, тогда человек получает освобождение.

Шанкарчарья говорит, что во время практики карма-йоги, ум очищается. Таким образом, он описывает карма-йогу как путь к джняна-йоге, а уж джняна-йога приводит в итоге человека к мокше или реализации.

Индуистская святая Мата Амританандамайи говорит так: «Красота и привлекательность неэгоистичной любви и служения не должны исчезнуть с лица земли. Мир должен знать, что жизнь в преданности возможна, равно как и жизнь, вдохновленная любовью и служению человечеству. Медитация и изучение писаний это две стороны одной монеты. Надпись на этой монете это неэгоистичное служение, и это то, что дает ей настоящую ценность. Наше сочувствие и акт самопожертвования приводят нас к глубинам истины. Посредством безличного служения мы можем выкорчевать с корнем эго, которое заслоняет Я. Бесстрастное, безличное действие ведет к освобождению. Такое действие это не просто работа, это – карма-йога».

Rambler's Top100