Интегральная йога
Интегральная йога или пурна-йога (с санскрита переводится, как полная йога), иногда еще называется йогой суперразума, Это название относится к учению Шри Ауробиндо, касающегося объединения всех частей ущества при помощи Божественного начала, и обращения всех страдающих составляющих в состояние гармонии высшего сознания.
Шри Ауробиндо основал и определил свою школу в начале двадцатого века как путь интегрального поиска Божественного, в конце которого каждый человек освобождается от невежества и его последствий, ради того, чтобы постичь истину, которая выше человеческого сознания. Он описывает природу и практику интегральной йоги в своем труде «Синтез йоги». Название работы ясно говорит о том, что его йога это йога синтеза, предназначенная для гармонизации частей карма, джняна, и бхакти-йоги, как и описано в Бхагават-гите. Ее можно считать синтетическими продуктом Веданты и Тантры, а также западного и восточного подхода к духовности.
Многие виды йоги, за исключением, пожалуй, натья-йоги, развивают только единственный аспект бытия и ставят конечной целью освобождение и состояние трансцендентности. Целью же интегральной йоги является трансформация всего существа. Из-за этого используются различные практики: физические, витальные, ментальные, психические и духовные. Средства трансформации этих компонентов детально описаны Шри Ауробиндо, который формулирует это все в своей интегральной философии. Целью интегральной йоги является трансформация всего существа, и нет такого, чтобы что-то осталось без внимания.
От других мистических путей школу Шри Ауробиндо отличает признание необходимости изменения личности и окружающего мира. Таким образом, интегральная йога является двухплановой: на первом плане стоит полное изменение и трансформация внешней и внутренней природы, а на втором (не втором по важности) духовная реализация Бога или Трансцендента или Просветления.
Шри Ауробиндо считал настоящее ментальное сознание человека транзитной ступенью в земной эволюции, а нашу цивилизацию – всего лишь этапом на пути достижения величайшего опыта и возможностей суперразума. Шри Ауробиндо считал суперразум принципом, способным организовать все и все координировать. Это сознание заключено во всем творении, считал он, и рано или поздно, на одном из следующих этапов земной эволюции проявится во внешнем мире.
В интегральной психологии Шри Ауробиндо и всей его метафизике, космос описан всего в двух измерениях или различиях. С одной стороны существуеют физические, витальные, ментальные и высшей трансперсональные реалии. В то же время есть еще проявления Внешней сущности, Внутренней сущности и глубочайшей Психической сущности. Так вот вся эта горизонтальная и вертикальная иерархия существования должна была быть трансформирована посредством интегральной йоги.
|